НОВОСТИ Перми >> Интернет, технологии, наука >> 16.05.2018 - МКС может получить лазер для стрельбы по космическому мусору

МКС может получить лазер для стрельбы по космическому мусору
16.05.2018 - 09:17
Лазер позволит изменять орбиту небольших элементов космического мусора размером или испарять его, превращая в облако металлических частиц, но их размер не будет представлять угрозу обшивке МКС и аппаратуре космических аппаратов.
В настоящее время для защиты МКС от космического мусора проводятся маневры уклонения, производимые с помощью двигателей самой станции или пристыкованных к ней грузовых кораблей. Такие операции осуществляются несколько раз в год.

Президент РАН Александр Сергеев отметил, что вопрос использования лазеров для очистки околоземной орбиты от космического мусора обсуждается уже давно.

"В последнее время очень популярной является обсуждение использования действующих из космоса лазеров по отклонению элементов мусора на орбиты их сведения в атмосферу. Сейчас в Японии и Европе серьезно обсуждаются проекты создания таких установок. Параметры лазеров, которые сейчас есть, как по средней мощности, так и по пиковой мощности, являются достаточными для решения задачи по изменению орбиты небольших элементов космического мусора размером по 10 сантиметров и меньше", — сказал президент РАН.

Разработка российских ученых позволит уменьшить габариты и технологическую сложность орбитального лазера, рассказал в свою очередь заведующий отделом Института прикладной физики РАН, кандидат физико-математических наук Олег Палашов, который осуществляет непосредственное сотрудничество с зарубежными коллегами по проекту лазера для МКС.

По его словам, изначально идея такой установки принадлежала специалистам из Японии, которые представили свой проект еще в 2015 году. Они предложили использовать три готовых и разрабатываемых в настоящее время решения: МКС в качестве платформы для размещения установки, лазер для мощных ускорителей следующего поколения Xcan и телескоп для изучения воздействия на атмосферу космических лучей JEM-EUSO с зеркалом диаметром 2,5 метра.

В первоначальном проекте лазер должен был концентрировать энергию с 10 тысяч оптиковолоконных каналов. "Мы предложили коллегам уменьшить число каналов с 10 тысяч до 100 путем использования вместо оптоволокна так называемых тонких стержней, которые разрабатываются в нашем Институте", — отметил в ходе выступления на Совете Палашов. "Сам по себе проект этот новый. Рассматривается только возможность создания такого лазера и потенциал его размещения на космическом аппарате, а интерфейс, как управлять такого рода излучением, — это уже следующий вопрос", — добавил он.

По словам Палашова, для работы проектируемого лазера на полную мощность потребуется столько же электроэнергии, сколько вырабатывает вся МКС. Понимая, что нельзя обесточить станцию, специалисты прорабатывают проект, который будет потреблять лишь 5% доступной энергии. Это ограничит возможность длительности выстрела 10 секундами и 200 секунд будет уходить на перезарядку. Дальность стрельбы составит до 10 километров. При этом вес аппаратуры составит около 500 килограммов, а объемы — 1-2 кубических метра.

Планируется, что в результате воздействия лазера на космический мусор, тот будет испаряться, превращаясь в облако металлических частиц, но их размер не будет представлять угрозу обшивке МКС и аппаратуре космических аппаратов.

14.08.2018
Google поймали на постоянной слежке за всеми пользователями
Сервисы Google записывают историю местоположения владельца смартфона, даже если тот отключил эту функцию в настройках конфиденциальности.

07.08.2018
Предсказано превращение Земли в смертоносную теплицу
Международная команда ученых выяснила, что даже при соблюдении условий Парижского соглашения по климату, средняя температура Земли окажется выше на 4-5 градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальным уровнем.

07.08.2018
Ученые опровергли миф об эволюции человека
Ученые из США выяснили, что ген FOXP2, который связан с речью и обучаемостью языкам, не дал Homo Sapiens каких-либо эволюционных преимуществ. Ранее считалось, что этот ген дал современным людям языковое преимущество над неандертальцами и другими видами рода Homo.

06.08.2018
Перевод чиновников на смартфоны с российской ОС оценили в 160 миллиардов рублей
Ожидается, что до 2021 года на смартфоны с ОС Sailfish от «Ростелекома» переведут 7,9 миллиона человек. Sailfish OS — операционная система с элементами открытого исходного кода на ядре Linux, с 2012 года развивается финской компанией Jolla.

03.08.2018
Астрономы открыли самый быстрый объект в Галактике
Эта Киля, самая крупная и яркая звезда Галактики, два века назад выбросила очень горячие пучки материи, разогнанные до фантастической скорости в 20 тысяч километров в секунду, или 6% от скорости света.

02.08.2018
Сбербанк разработал робота-аватара
Лаборатория робототехники Сбербанка начала работу в 2017 году. Сейчас в приоритете следующие направления: промышленная робототехника, логистические роботы, беспилотные транспортные средства, промышленные экзоскелеты и персональные сервисные роботы-ассистенты.

01.08.2018
Предсказано наступление смертельно опасной жары
Ученые Университета Монаша в Мельбурне (Австралия) пришли к выводу, что к 2080 году число погибших от жары в тропических и субтропических регионах возрастет почти в пять раз.

31.07.2018
Глобальное потепление объяснили природным циклом
Международная группа ученых из Принстонского университета (США) и Института химии имени Макса Планка (Германия) пришла к выводу, что глобальное потепление за последние 11 тысяч лет связано с высвобождением углекислого газа из вод Южного океана.

27.07.2018
Подтверждена теория относительности Эйнштейна
Международная группа астрофизиков подтвердила общую теорию относительности, наблюдая за прохождением звезды рядом со сверхмассивной черной дырой Стрелец A* в центре Млечного Пути. Согласно предсказанию теории, ученые наблюдали гравитационное красное смещение.

24.07.2018
​28 июля жители Прикамья смогут наблюдать «Красную Луну»
В ночь на 28 июля жители Пермского края смогут наблюдать полное лунное затмение, которое называется «Красной Луной»

19.07.2018
Сбербанк назвал крупнейшие киберугрозы для россиян
Крупнейшими киберугрозами для россиян являются вредоносное программное обеспечение на смартфонах и социальная инженерия, на которую приходится около 80% фиксируемых в Сбербанке попыток мошенничества.

19.07.2018
Глобальный космический интернет от «Роскосмоса» станет целевой программой
Страна наша — самая большая по территории, есть труднодоступные места — физически не напасешься оптоволокна и линий электропередач. Космос в России позволит связать страну.

11.07.2018
Российский интернет замкнут по китайскому сценарию
К 2024 году предлагается сократить долю иностранного трафика рунета до пяти процентов. В рамках проекта «Золотой щит» связь между Китаем и остальным миром осуществляется только через специальные серверы, а оборудование, пропускающее трафик, принадлежит исключительно государству.

11.07.2018
В России отменят роуминг
Депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект об отмене роуминга на территории России. Закон подразумевает отмену платы за звонки из одного региона России в другой.

10.07.2018
Найден ярчайший объект в ранней Вселенной
Астрономы обнаружили квазар на расстоянии 13 миллиардов световых лет от Земли, который является ярчайшим объектом в ранней Вселенной.

09.07.2018
Более 90% прикамцев обеспечены сотовой связью и интернетом
До конца 2018 года в Пермском крае установят еще 17 вышек сотовой связи

05.07.2018
«Яндекс» проиндексировал Google Docs и раскрыл тайны пользователей
Из-за действий поисковика стали доступны находящиеся в публичном доступе документы, в том числе персональные данные и пароли. Среди находок даже обнаружилась сводная таблица проституток Санкт-Петербурга с адресами, ценами и перечнем услуг.

04.07.2018
Россия и Китай хотят создать совместную космическую станцию
У Пекина нет ряда критически важных технологий и он готов предложить свое партнерство в обмен на них.

03.07.2018