НОВОСТИ Перми >> Афиша, культура >> 13.06.2018 - НАД РЕКОЙ СТОИТ ГОРА, ПОД ГОРОЙ ТЕЧЁТ КУРА…

 
        
НАД РЕКОЙ СТОИТ ГОРА, ПОД ГОРОЙ ТЕЧЁТ КУРА…
13.06.2018 - 13:57
Вообще-то в городе, где находится сейчас автор этих строк, гор поблизости нет. И течет здесь вовсе не Кура, а самая что ни на есть Кама

Павел Подкладов.

Вчера мне нежданно-негаданно посчастливилось на два часа переместиться в пространстве и времени и побывать в дивном городе Тбилиси, в частности, в одном из его районов под названием Авлабар. Пришлось пережить перипетии сватовства старого гуляки-князя, восхититься очарованием и профессиональным мастерством брачного агента по имени Ханума, посочувствовать влюбленным молодым людям, а потом попить кахетинского вина и даже станцевать зажигательный танец на их свадьбе. Опытный театрал, конечно, догадался, что речь идет о легендарной истории, придуманной Авксентием Цагарели 136 лет назад, не один десяток раз воплощенной на сценах разных театров. Сделал это и Сергей Федотов в своем легендарном Пермском театре «У МОСТА», поставив на малой сцене спектакль «Ханума».
 
Согласитесь, надо обладать немалой творческой отвагой, чтобы решиться поставить эту пьесу после легендарного спектакля Георгия Товстоногова 1972 года в БДТ им. М. Горького, в котором купались в своих ролях мегазвезды отечественного театра и кино того времени. Для того, чтобы пойти на такой шаг, Федотову нужно было открыть для себя в пьесе что-то такое, что заставило бы современного зрителя ощутить душевные устремления, менталитет и вибрации героев ушедшей эпохи, живших в уникальной, обладающей особыми традициями стране. Судя по восторженному приему зала и счастливым слезам молодых зрителей, Федотову эту удалось. (Признаюсь, что из глаз автора тих строк, которого трудно отнести к представителям молодого поколения, тоже периодически лились такие же «живые слезы»).
 
Какие же такие ранее неведомые глубины обнаружил Федотов в этой, казалось бы, незамысловатой «водевильной» пьесе, что его спектакль вызывает столь бурную реакцию публики?! Ответ на это вопрос прост и очень сложен одновременно. Режиссер понял, что главное в пьесе – доброта, которой так не хватает людям в наш «перекошенный» век, когда в мире то и дело разражаются все новые межнациональные конфликты .
 
Далекий от постмодернистских экспериментов режиссер и художник-сценограф Сергей Федотов выхватил из людской памяти кусочек старого Тбилиси с его резными балкончиками и садами, населив его веселыми и простодушными людьми, живущими сочно, ярко и открыто, уважающими друг друга и блюдущими свою честь. И, как пушкинский шестикрылый серафим, водвинул в грудь своих молодых питомцев-актеров «угль, пылающий огнем» доброты, который они принесли людям и обожгли их сердца своим «глаголом». И, наверное, главным событием спектакля стало то, что артисты используют в профессиональном арсенале такую редкую субстанцию, как свои распахнутые души. Не хочется глубоко копать проблему стиля их игры, но для меня было важно, что на сцене одновременно находились и их персонажи, и они сами. И с любовью и иронией как бы поглядывали со стороны на своих прекрасных героев и перипетии их забавных приключений. И, как это часто бывает в спектаклях Сергея Федотова, исподволь вовлекали в них нас – хлюпающих носами и вытирающих платками мокрые глаза.
 
Очень сложно поверять алгеброй гармонию и профессионально анализировать их работу. Но, конечно, одними только «открытыми душами» такое сложное театральное произведение не сыграешь. И ты в который раз поражался невероятной способности федотовцев к виртуозному перевоплощению, умению влезть в «шкуры» и души своих персонажей, понять логику их мыслей и поступков. Начну, однако, с «кордебалета» - лихих джигитов, которые с первых же секунд зажигают и заряжают зал своей лихим танцем. Не будучи специалистом в этом виде искусства, не могу точно привести здесь его название, возможно, это нечто среднее между картули, мтиулури и земкрело. Впрочем, это не важно. Главное, что тебе вместе с прекрасными юношами, демонстрирующими свою удаль, хотелось выскочить на сцену и включиться в этот захватывающий водоворот!
 
Изумителен пожилой тощий князь Пантиашвили в исполнении виртуозного артиста Сергея Мельникова. Смешной, трогательный, суетливый он вызывает явные аллюзии с князем К. из «Дядюшкиного сна». Его главный антагонист - купец Микич Котрянц грандиозного Владимира Ильина, напротив, крут, фундаментален и брутален. Отягощенный идеей фикс о княжеском гербе, он тяжел, как бегемот, упрям, как тысяча ослов и уморительно смешон в своих бурных реакциях на происходящее. Великолепны слуги обоих «противников»: громогласный и немного нахальный «стяжатель» Тимоте Ильи Бабошина и нежный, простосердечный и отчаянно сочувствующий молодым влюбленным Акоп в исполнении блистательного Андрея Воробьева, способного, по моему убеждению, с равным успехом сыграть буквально всё: от Хомы Брута до Иудушки Головлева, от Михаила в «Вассе» до Макбета.
 
Как всегда, замечателен Егор Дроздов в роли молодого князя Коте – племянника Пантиашвили. В его Коте наряду с юмором, скрытой иронией и беззаветной любовью к своей даме сердца ты чувствуешь «голубую кровь» и княжеское достоинство, сыграть которые весьма непросто!
 
Особое восхищение вызывает «прекрасная половина» команды действующих лиц. Собственно, тон всему спектаклю после лихих танцоров задает сестра князя Текле в тончайшем и величавом исполнении Анны Анисимовой. Автор этих строк вынужден признаться в том, что не доверился программке и после спектакля решил выяснить у актрисы, каково ее настоящее имя, предположив, что ее зовут Ано или Анико. Узнав, что в ее роду нет грузинских корней, я восхитился еще больше! Мягко и умно играет мать Котрянца Ануш тоже русская до мозга костей Екатерина Пономарева. Абсолютно «мимикрировала» в образ своей свахи Кабато Регина Шнигирь, грузинское происхождение которой также не вызвало никаких сомнений благодаря ее яркой южной внешности.
 
Воздушна, нежна и прекрасна как армянская богиня Анаит дочь Котрянца Сона, из-за которой, собственно, и разгорается в этой истории весь сыр-бор. Если бы актриса Юлия Гришкевич в этой роли не произнесла бы ни слова, а только как ангел пролетела бы по сцене и «станцевала» свой потрясающий танец рук, это уже доставило бы всем великое наслаждение. Но, услышав ее божественный голос, большинство зрителей мужеского пола были по-настоящему сведены с ума.
 
С упоением весь зал внимал каждому слову и жесту поразительной актрисы Виктории Проскуриной в роли заглавной героини. Тот, кто видел ее в спектакле «Васса» (Первый вариант) на гастролях театра в Москве и на фестивале в Мелихове, вряд ли поверил бы, что это – та же самая вкрадчивая, осторожная, как кошка, и хитрая дочь Вассы Анна. Сколько же огня, юмора, страсти, лукавства и наслаждения жизнью в ее Хануме! И, при этом, истинно женской мудрости и сокрушающего южного темперамента. Глядя на эту рыжеволосую бестию, я подумал, что такая может свести с ума любого даже самого закоренелого холостяка! Чем, собственно, Ханума и занимается по своей основной «специальности». Остается только гадать, откуда столько мощи, шарма, удали в этой юной рыжеволосой небольшого роста милой девочке, которую на своё и её счастье где-то отыскал мудрый Сергей Федотов! За что ему особый низкий поклон.
 
Сегодня в этот особенный день не могу еще раз не вспомнить дорогого моему сердцу именинника по имени Александр Сергеевич. И, как бы высокопарно это ни звучало, сказать, что Сергей Федотов со товарищи, подобно великому поэту, своим спектаклем, своей «лирой» пробудил в людях чувства добрые. Ради этого стОит жить на Земле…
Источник:  Пресс-служба театра "УМоста"


Загрузка...


 

Афиша

22.02.2019                  
В пермском Театре-Театре открылась уникальная сцена
Пермский академический Театр-Театр торжественно открыл большую сцену после реконструкции

22.02.2019                  
Волшебная гармоника с готовыми аккордами
Оркестр русских народных инструментов Пермской краевой филармонии под управлением Галины Токаревой представит слушателям премьерную концертную программу «Волшебный аккордеон»

21.02.2019                  
«Пастушье трио» для детей и взрослых
23 февраля слушателей Пермской филармонии ждут сразу два необычных концерта в исполнении ансамбля Shepherd trio

20.02.2019                  
Звуки сердца Модеста Мусоргского в Пермской филармонии
21 марта исполняется 180 лет со дня рождения гениального русского композитора

16.02.2019                  
Владимир Машков объявил об уходе из кино
Машков был назначен худруком Московского театра-студии после смерти Олега Табакова. «Кино — это тоже серьезная деятельность, нужно тратить много времени. Его у меня просто физически нет. Поэтому "кина не будет", электричество кончилось», — сказал Машков.

15.02.2019                  
"Первый канал" отстранил от эфира Илью Бера и Александра Друзя
При этом руководители телеканала назвали «неэтичным и недопустимым» поступок Бера и Друзя, которые «осознанно сделали заложниками своих подозрений в отношении друг друга зрителей и десятки своих же коллег-телевизионщиков».

15.02.2019                  
Вечер во славу Баха в Пермской филармонии
В рамках абонементов «Органисты соборов Германии» и «Орган – путешествие во времени»

14.02.2019                  
«Рыбки света» Екатерины Перовой
14 февраля 2019 в Пермском ТЮЗе открывается персональная выставка Екатерины Перовой «Рыбки света».

14.02.2019                  
«На дне» в театре «У Моста»
«На дне» – спектакль о внешней и внутренней свободе человека

13.02.2019                  
«Храброе сердце» ирландских волынщиков
И снова, как в прошлом концертном сезоне, поздравление с Днём влюбленных прозвучит от московских виртуозов волынок и барабанов – Оркестра волынщиков City Pipes

12.02.2019                  
Музей столовых приборов
В Прикамье открылся первый в России музей столовых приборов

11.02.2019                  
"Лавка фотографа" проработает в Перми месяц
Фотовыставка открылась в Пермской Арт-резиденции

11.02.2019                  
Музыка без границ
12 февраля в Пермской филармонии в рамках абонемента «Классика DRIVE» выступит кроссовер-трио Laccasax из Германии

08.02.2019                  
Флейта, баян, фортепиано : выбери инструмент по душе!
В Пермской краевой филармонии состоится XII сессия Образовательного центра Юрия Башмета

08.02.2019                  
Лазарев представит Россию на «Евровидении»
Певец Сергей Лазарев представит Россию на «Евровидении» в 2019 году. Конкурс пройдет с 14 по 18 мая в Тель-Авиве. Лазарев уже выступал на «Евровидении» в 2016 году. Тогда он занял третье место по итогам голосования зрителей и профессионального жюри, ...

07.02.2019                  
Мелодия маленьких камешков, падающих с гор
Спектакль «Зурикела» – это «Война и мир» или «Унесенные ветром», как, если бы, их написал грузинский художник-наивист Нико Пиросмани

07.02.2019                  
Виртуальный февраль: юбилеи, премьеры, открытия
В феврале продолжает свою активную работу «Виртуальный концертный зал» Пермской краевой филармонии

04.02.2019                  
Несостоявшийся грабитель банка
Пермские поклонники скрипичной музыки с нетерпением ждут очередной встречи с Павлом Милюковым

04.02.2019                  
«Краски жизни»
Молодежь Перми приглашают принять участие в конкурсе «Краски жизни»

01.02.2019                  
И один в поле воин
3 февраля в 18.00 в рамках абонемента «Магия слова. К Году театра в России» Пермская филармония представляет литературную композицию «Бодался теленок с дубом»

).