НОВОСТИ Перми >> Афиша, культура >> 15.10.2018 - Безрукий в поисках покоя

 
        
Безрукий в поисках покоя
15.10.2018 - 13:59
ТРЕТИЙ фестиваль Макдонаха в поисках смысла

 Фестиваль Мартина Макдонаха – третий по счету, объединивший в любви к современному драматургу 16 театров из 10 стран – уникален своей возможностью сравнить несколько версий пьес «нового Чехова».

Для режиссеров – это еще и школа, ведь опытным «скульпторам души» всегда есть чему поучиться друг у друга и что друг у друга «подсмотреть».
Собственно, фестиваль изначально задумывался Сергеем Федотовым, автором идеи и первооткрывателем МакДонаха в России, как фестиваль-лаборатория, и на правах хозяев площадки театр «У Моста» вне фестивальной площадки также щедро делится опытом.
Одна из интересных пьес для такого «режиссерского разбора» - «Безрукий», где диапазон режиссерской мысли очень широк - от сатиры и гротеска до глубокого психологизма реальной человеческой трагедии, где смех - сквозь слезы.
Жестокость главных героев – Марвина и Кармайкла – неудивительна. МакДонах, по словам эксперта Анны Вардугиной, проведшей в рамках Третьего фестиваля лекцию о подходах к постановкам Мартина МакДонаха в Великобритании, писал свои пьесы, когда степень жестокости в британской драме зашкаливала. Это продолжается – во многих театрах зрителям первых рядов выдают защитные накидки, чтобы не испачкать одежду реками театральной крови, которую столь 
В рамках фестиваля своими версиями «Безрукого» поделились с публикой три театра: уже упомянутый «У Моста», Национальный Албанский театр в Скопье (Македония) и долгожданный чешский Cinoherni klub. Режиссер Ондрей Сокол из Праги и был когда-то первооткрывателем МакДонаха в Европе, а затем – человеком, заразившим МакДонахом Сергея Федотова.
 
В Пермь – с Бродвея
«Безрукого из Спокэна» театр «У Моста» показал вторым в мире и первым России – в 2011 году, сразу после Бродвейского театра. 
С первых секунд на сцене - выстрел. Дальше, как выразился один из героев спектакля, «всё было только хуже и хуже». А точнее, безумнее и безумнее. Сергей Федотов определил жанр спектакля как «психологический коМикс». Действительно, «коМикс»: отрезанные руки на полу, прикованные к батарее люди, выстрелы и танцы портье в боксёрских трусах. Всё в этой комнате смешалось: угрозы смерти и любовь, ненависть и милосердие, отчаяние и надежда. 
Мервин Сергея Мельникова – непредсказуемый и сумасшедший. Он хозяин отеля и хозяин сцены: переставляет предметы, открывает и закрывает занавес, крушит всю комнату. Его дикие танцы зал каждый раз встречал смехом и аплодисментами.  
Кармайкл в исполнении Владимира Ильина мрачен и сосредоточен, яростен и одновременно трагичен во время рассказа истории об утрате руки.
Действие почти трёхчасового спектакля происходит в одной комнате. Пространство умело организовано и подчиняется героям, действует с ними в одном ритме. Даже радио замолкает, когда Кармайкл наводит на него курок.
Свет подчёркивает настроение момента: кроваво-красный заливает лицо разъярённого Кармайкла; монолог Мервина звучит в доверительно-полутёмной комнате. Окно, через которое герои спускаются по пожарной лестнице, расширяет мир спектакля. За ним силуэты многоэтажек, гудки машин, туман. Сделай шаг – и ты в Америке. 
Комната отделена от зрителей невысокой перегородкой. Иногда герои переступают через неё, чтобы стать ближе, сказать самые важные слова. Туда же Кармайкл кладёт фотографию матери, когда решает умереть.
За шумом, перестрелками и смехом в спектакле Федотова видишь человека и его одиночество. Его желание избавиться от чувства неполноценности, оправдать свою неспособность пребывать в реальности, где единственный, кому есть до тебя дело – гиббон в клетке. Каждый справляется, как может: наркотиками или бессмысленным по своей сути поиском отрезанной руки.
В конце Кармайкл обливает себя бензином, садится на чемоданы, берёт в рот сигарету и несколько раз безуспешно щёлкает зажигалкой. Огня нет. А значит, есть надежда? Мы не знаем, что дарит своим персонажам МакДонах: новую жизнь или продолжение мучений. Но когда герои спектакля выходят на сцену, когда Мервин садится на чемоданы рядом с Кармайклом, мы, кажется, понимаем, как отвечает на этот вопрос сам Сергей Федотов.
 
Сюрреализм из Македонии
Национальный Албанский театр в Скопье (Македония) – важное культурное учреждение для албанцев. Все постановки театра идут на албанском языке, хотя большинство македонского населения на нём не говорит. На Фестиваль МакДонаха театр привёз «Безрукого». 
Зрители заходят в зал – актёры уже на своих местах. Играет тревожная музыка. Сцена погружена в полутьму и напоминает камеру пыток. Чёрная ткань, похожая на мешок, висит на цепях и медленно раскачивается – в ней человек. В глубине сцены двое сидят на стульях. Впереди Кармайкл (Адем Карага) – крупный, бородатый мужчина в чёрном кожаном плаще с кровавым подбоем, наводящим на мрачные мысли – обрубком руки катает по полу детскую машинку и иногда выпивает из светящегося зелёным стаканчика.
Цепи, наручники в воздухе, пара чёрных квадратных ящиков на колёсиках, чемодан, два весящих силуэта дверей справа и слева, стулья за ними – все предметы на сцене. Остальное – словно густой кошмарный сон вокруг.
Мэрилин (Амернис Нокшики) совсем не так легкомысленна, как в пьесе МакДонаха. Она выдаёт адрес дома не по наивности, а потому, что Кармайкл хочет перерезать Тоби (Хевдет Яшари) горло. Мэрилин же начинает кидать ботинки в свечу, в том числе и ботинки Тоби.
Мервин (Луран Ахмети) неопрятный, странный – кто он? Просто безумец или хозяин отеля – мирка этого спектакля?
Мэрилин и Тоби, большую часть спектакля закованные в наручники, закреплённые на весящей конструкции, похожи на марионеток. Мервин свистит в свисток – оба оседают на колени и ждут конца его монолога. Мервин свистит снова – поднимаются, продолжают действие. 
Покидая «комнату», герои проходят через силуэты дверей (тоже подвешенные на цепи) и садятся на стулья. Всё иллюзорно и не имеет чётких границ. Но реальны и ощутимы чувства героев: страх, любовь, ненависть и милосердие. И – то ли в наказание, то ли из сострадания продолжение жизни и надежды – осечка зажигалки не дает сгореть дотла.
Театр из Македонии с постановкой «Безрукий» получил заслуженный положительный отзыв от театрального критика Бориса Туха: «Мне было очень интересно наблюдать, как драматургия МакДонаха проявляется в театрах других стран. Мне очень нравится, что в этом спектакле актеры общаются больше с залом, чем друг с другом. Они очень четко посылают в зал посыл о жестокости мира. Эта жестокость подчеркнута и сценографией: отрубленные руки валяются как мусор, но мы «привыкли к этому». В какой-то момент это шокирует, а в какой-то – это привычный мир». Борис Тух подчеркнул, что такое прочтение приводит к тому, что ирония и парадоксальность макдонаховских пьес утрачивается и отступает на второй план. 
Театровед Вера Шамина дополнила Бориса Туха своим комментарием: «Спектакль был очень мощный, но самая кульминация могла быть сильнее, острее. С самого начала была задана высокая нота напряжения, и спектаклю уже некуда было прорастать».
 
Посмотри на свою руку – на месте ли она?
Театр из Чехии Cinoherni klub славится тем, что открыл для Европы когда-то неизвестного никому Мартина МакДонаха. И вот, он выступает на сцене Пермского театра «У Моста» со своим спектаклем «Безрукий из Спокэна». Бандитская постановка создана в лучших традициях МакДонаха. Перестрелки, наркоторговцы, разбросанные по сцене руки, и все это блюдо щедро приправлено прекрасным черным юмором. 
Центральный образ спектакля - портье Марвин (Мартин Фингер).  Уверенного в себе портье, кажется, совсем ничего не удивляет. Беззаботно жуя жвачку, он заходит в номер Кармайкла (Марек Тацлик), из которого он только что слышал выстрелы. Перед собой Марвин видит подозрительного мужчину без руки. Но его это нисколько не пугает, а наоборот, разжигает интерес.  Когда, в этом же номере он встречает пристегнутых к батарее Тоби (Ондрей Сокол) и Мэрилин (Маркета Стегликова) среди разбросанных рук, он опять же ведет себя непринужденно и много шутит. Кто-то считает его ненормальным, а у кого-то персонаж вызывает уважение. И непонятно, действительно ли он наркоман, и в его миражах мир еще невероятнее, то ли ему так скучно, что он рад всему хоть сколько-то интересному.
Марвин одинок. Не зная, чем заполнить свою жизнь, он мечтает о подвигах, жизни в перестрелках и погонях. Когда Кармайкл приставляет к его виску пистолет, портье не боится смерти, ему нечего терять. Единственный, кого так ценил Марвин – гиббон из зоопарка. Он посвятил ему целый монолог, обращаясь к зрителям. Но гиббон скончался. Марвину больше не за что держаться в этой жизни. Он готов на любое безумство, чем даже пугает главного бандита этой постановки – Кармайкла. Тот, кого все так боялись вначале, стал опасаться обычного портье, фигура которого совсем не вызывала ни у кого интереса. 
Кармайкл же, наоборот, больше ни на кого не наводит ужас. В самом начале он – равнодушный, хладнокровный убийца, готовый пойти на все, чтобы найти свою пропавшую руку. Но, разговаривая с мамой по телефону, он не притворяется крутым парнем. Он выглядит подростком, которого отчитывает мать за дурные проделки. После разговора с ней, он обижается и начинает громко рыдать. Все крутые парни в итоге оказываются чьими-то непослушными сыновьями…
За всем этим разговором следили прикованные к батарее наркоторговцы Мэрилин и Тоби. Постоянно ругающаяся парочка, вечно находящая друг в друге какие-то недостатки. Но, кажется, они друг друга стоят. За всеми придирками стоит любовь, как бы странно она не проявлялась. 
Режиссер постановки в конце отпускает Марвина из номера Кармайкла. Что с этим бесстрашным портье будет дальше? Найдет себе новое приключение? А может, останется в гостинице смущать своим поведением гостей? Да кто его знает, этого чудака. 
Главное же, что можно было заметить на выходе из зала – сумятица чувств, немые вопросы, которые задавали себе зрители, ошеломленные постановкой. Искренность и точность образов, когда именно с тобой, кажется каждому, говорит нервно курящий сигарету за сигаретой Марвин – дает эффект подобного погружения.
Ведь суть «Безрукого» не в отсутствии руки, а в отсутствии любви. Главной своей теме Мартин МакДонах не изменяет. Он изменяет мир своей правдой жизни. А фестиваль – словно лупа, фокусирует аудиторию на самом интересном.
Ирландская неделя удалась
Семь ярких дней поиска и экспериментов, щедрых эмоций и глубоких образов: свои работы на Третьем Международном фестивале МакДонаха показали 16 театров из 10 стран. Среди участников – театры из Чехии, Молдовы, Венгрии, Ирана, Румынии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Грузии, Казахстана и России.
Самая популярная пьеса фестиваля - «Сиротливый Запад», зрители увидели семь ее версий в исполнении театров из Молдовы, Венгрии, Ирана, Боснии и Герцеговины, Грузии и России. Именно «Сиротливый Запад» в исполнении театра «С улицы Роз» из Молдовы открывал фестиваль, а завершающим аккордом зрителей поразили «Палачи» от легендарного чешского театра из Праги Činoherni Klub. Именно этот театр и чешский режиссер Ондрей Сокол открыли для Европы неизвестного ранее МакДонаха. В их постановке открыл для себя МакДонаха Сергей Федотов – Президент фестиваля.
ГРАН-ПРИ Фестиваля получил ČINOHERNÍ KLUB, Чехия, «Палачи»
Дипломы Лауреатов: 
Лучшая женская роль – Государственный русский драматический театр Стерлитамака, «Королева Красоты» – Анжелика Гришкина (Морин)
Лучшая мужская роль – Национальный Театр Республики Сербской (Босния и Герцеговина), «Сиротливый Запад» – Златан Видовиц (Коулмэн) 
Лучшая женская роль второго плана – Театр драмы им. В. Савина, Сыктывкар, «Королева красоты» – Валентина Дорофеева (Мэг Фолан)
Лучшая мужская роль второго плана – Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, Москва, «Череп из Коннемары» – Дмитрий Володин (Мартин Хэнлан)
Лучший актерский ансамбль – Art Theatre (Арт Фиэтэр), Румыния, «Человек-Подушка» 
Лучшее музыкальное оформление – Soltis Lajos (Солтиш Лайош), Венгрия, «Сиротливый Запад» 
Лучшая режиссура – ČINOHERNÍ KLUB (Чиногерни клаб), Чехия, «Палачи» – Ондржей Сокол 
Лучшая сценография – ČINOHERNÍ KLUB (Чиногерни клаб), Чехия, «Палачи» – Адам Питра 
Специальный приз Президента фестиваля. «За смелость» – театр «С улицы Роз», Молдова - за спектакль «Сиротливый Запад»
Специальный приз жюри - «Событие» – Открытый театр, Грузия - за спектакль «Сиротливый Запад» 
Специальный приз жюри – Театр драмы им. Г. Константинова, Йошкар-Ола, «Калека с Инишмана» – Сергей Васин (Билли)
Специальный приз жюри – Пермский театр «У Моста», Пермь, «Калека с Инишмана» – Василий Скиданов (Калека Билли)
Столь масштабный фестиваль завершился в юбилейный для организаторов день - именно 7 октября 30 лет назад был создан театр «У Моста». Художественный руководитель театра Сергей Федотов стал первооткрывателем МакДонаха в России, ему и принадлежит идея фестиваля. 
Первый фестиваль в 2014 году собрал в Перми театры из Польши, Германии, Боснии и Герцеговины, Австрии, России. Свои постановки привезли ведущие российские театры – МХТ им. А.П. Чехова («Человек-Подушка») и Московский театр Армена Джигарханяна, «Королева красоты», а также Санкт-Петербургский БДТ им Г.А. Товстоногова, «Калека с острова Инишмаан». 
В 2016 году фестивальную публику и строгое жюри порадовали постановки из Ирана, Польши, Шотландии, Северной Ирландии, Сербии, Чехии, Черногории, Азербайджана и России. Самым ожидаемым событием стали спектакли двух знаменитых театров из Великобритании – «Bardic» (Северная Ирландия) и «Tron Theatre» (Шотландия). Всего в ходе двух фестивалей было показано 39 спектаклей, представленных 27 театрами из 15 стран мира.
Третий фестиваль МакДонаха прошел с 1 по 7 октября 2018 года и приурочен к 30-летию Пермского театра «У Моста». 
В программе фестиваля – знаменитые участники. Один из самых легендарных европейских театров Чешский ČINOHERNÍ KLUB показал пьесы «Безрукий из Спокэна» и «Палачи», Малый театр Чехии представил «Череп из Коннемары». Румынский ACT Theatre привез свой вариант пьесы «Человек-Подушка». Пьеса «Королева красоты» была представлена в трех сценических версиях - в исполнении театров из Казахстана, Сыктывкара и Стерлитамака. Поклонникам пьесы «Сиротливый Запад» были представлены семь постановок в исполнении Soltis Lajos из Венгрии, Иранского Bojnour Art Theatre, Молдавского театром «С улицы Роз», «Открытого театра» из Грузии и Национального театра Республики Сербской (Босния и Герцеговина), а также театра из российского Шадринска и хозяев фестиваля – театра «У Моста». Театр из Македонии показал премьеру «Безрукий из Спокэна». Ценителям драматургии МакДонаха были представлены мастер-классы и лекции ведущих режиссеров мира, театральных критиков России.
По традиции в дни Международного фестиваля МакДонаха Пермь стала Ирландией: прошли и конкурсы «самых рыжих» и ирландские танцевальные вечера.
Еще долго участники фестиваля и зрители будут обмениваться впечатлениями, обсуждать увиденное, хвалить, ругать и переживать. Миры МакДонаха, полные любви и света, пусть и скрытого под лоскутным одеялом из ругани, страсти и обид, просто так не отпускают, и главным вопросом на закрытии фестиваля был один: что дальше? 
Дальше - новые шаги на пути к свету - и фестиваля, и его организатора - театра "У Моста" под руководством Сергея Федотова.
Дальше - новые открытия и победы. Прежде всего - над собой. Прежде всего - ради любви и искусства.
Источник:  Пресс-служба театра "У Моста"


Загрузка...


 

Афиша

18.01.2019                  
Нас уже 17!
География проекта «Виртуальный концертный зал» в новом году «приросла» еще четырьмя филиалами – в Краснокамске, Юрле и на курортах «Ключи» и «Красный Яр»

16.01.2019                  
«Селфи в музее»
Пермяки смогут приобщиться к всемирному флешмобу

15.01.2019                  
«Звезда Севильи»
Пермская филармония приглашает прикоснуться к творчеству гениального испанского художника XVII века

15.01.2019                  
16 января вход в музеи Перми бесплатный
Каждую третью среду месяца, вход в государственные музеи Перми бесплатный для всех посетителей. Вход в музеи бесплатный, но нужно приобретать бесплатные билеты в кассах музеев

15.01.2019                  
Всемирный день «Битлз» (World Beatles Day)
Что подарил пермский «Каравай» сэру Маккартни?

14.01.2019                  
Пермяков приглашают поучаствовать в зимнем фотоконкурсе
Приятное можно совместить с полезным – и погулять, и поучаствовать в конкурсе

14.01.2019                  
«Зимний вернисаж»
В рамках Кубка «Зимний вернисаж» впервые учрежден спецприз главы Перми

11.01.2019                  
Былички о нечистой силе
Хохловка приглашает на «Страшны́е вечера»

11.01.2019                  
День рождения Сергея Федотова!
Худрук театра "У Моста" Сергей Федотов отмечает День рождения!

11.01.2019                  
«Золотая Маска»
Впервые жюри «Золотой маски» посетит сразу два пермских спектакля

10.01.2019                  
Kremlin, viva!
На закрытии Рождественского фестиваля впервые в Перми оркестр Kremlin и блистательный Сергей Догадин!

10.01.2019                  
Пермская "Флаэртиана" начала приём заявок
XIX Международный кинофестиваль пройдет с 20 по 26 сентября

10.01.2019                  
«Золотой орел»
Пермячка номинирована на премию «Золотой орел» за фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни»

09.01.2019                  
Свето-проекционное шоу
В Рождество в Прикамье впервые представили свето-проекционное шоу с применением 3d-технологий

08.01.2019                  
Рождественские гуляния в Перми
В Рождество в ледовом городке на эспланаде собрались 30 тысяч гостей

29.12.2018                  
Рождество в ледовом городке
В Рождество в ледовом городке на эспланаде гостей ждет праздничная программа

29.12.2018                  
На "Зимний вернисаж" в Пермь приедут скульпторы из 4 стран
VI Кубка России по снежной и ледовой скульптуре стартует 13 января

29.12.2018                  
«Классика под Новый год»? Что может быть лучше!
Это проект скрипача Родиона Замуруева и ансамбля Mobilis (Москва), на который Пермская филармония приглашает 30 декабря в 18.00 в Органный концертный зал в рамках V Международного Рождественского фестиваля

27.12.2018                  
Новый год с Филармошей
Пермская филармония приглашает на детские музыкальные спектакли

27.12.2018                  
Король инструментов и «вязанка дров»*
Рождественский марафон набирает обороты

).