НОВОСТИ Перми >> Афиша, культура >> 15.10.2018 - Безрукий в поисках покоя

        
Безрукий в поисках покоя
15.10.2018 - 13:59
ТРЕТИЙ фестиваль Макдонаха в поисках смысла

 Фестиваль Мартина Макдонаха – третий по счету, объединивший в любви к современному драматургу 16 театров из 10 стран – уникален своей возможностью сравнить несколько версий пьес «нового Чехова».

Для режиссеров – это еще и школа, ведь опытным «скульпторам души» всегда есть чему поучиться друг у друга и что друг у друга «подсмотреть».
Собственно, фестиваль изначально задумывался Сергеем Федотовым, автором идеи и первооткрывателем МакДонаха в России, как фестиваль-лаборатория, и на правах хозяев площадки театр «У Моста» вне фестивальной площадки также щедро делится опытом.
Одна из интересных пьес для такого «режиссерского разбора» - «Безрукий», где диапазон режиссерской мысли очень широк - от сатиры и гротеска до глубокого психологизма реальной человеческой трагедии, где смех - сквозь слезы.
Жестокость главных героев – Марвина и Кармайкла – неудивительна. МакДонах, по словам эксперта Анны Вардугиной, проведшей в рамках Третьего фестиваля лекцию о подходах к постановкам Мартина МакДонаха в Великобритании, писал свои пьесы, когда степень жестокости в британской драме зашкаливала. Это продолжается – во многих театрах зрителям первых рядов выдают защитные накидки, чтобы не испачкать одежду реками театральной крови, которую столь 
В рамках фестиваля своими версиями «Безрукого» поделились с публикой три театра: уже упомянутый «У Моста», Национальный Албанский театр в Скопье (Македония) и долгожданный чешский Cinoherni klub. Режиссер Ондрей Сокол из Праги и был когда-то первооткрывателем МакДонаха в Европе, а затем – человеком, заразившим МакДонахом Сергея Федотова.
 
В Пермь – с Бродвея
«Безрукого из Спокэна» театр «У Моста» показал вторым в мире и первым России – в 2011 году, сразу после Бродвейского театра. 
С первых секунд на сцене - выстрел. Дальше, как выразился один из героев спектакля, «всё было только хуже и хуже». А точнее, безумнее и безумнее. Сергей Федотов определил жанр спектакля как «психологический коМикс». Действительно, «коМикс»: отрезанные руки на полу, прикованные к батарее люди, выстрелы и танцы портье в боксёрских трусах. Всё в этой комнате смешалось: угрозы смерти и любовь, ненависть и милосердие, отчаяние и надежда. 
Мервин Сергея Мельникова – непредсказуемый и сумасшедший. Он хозяин отеля и хозяин сцены: переставляет предметы, открывает и закрывает занавес, крушит всю комнату. Его дикие танцы зал каждый раз встречал смехом и аплодисментами.  
Кармайкл в исполнении Владимира Ильина мрачен и сосредоточен, яростен и одновременно трагичен во время рассказа истории об утрате руки.
Действие почти трёхчасового спектакля происходит в одной комнате. Пространство умело организовано и подчиняется героям, действует с ними в одном ритме. Даже радио замолкает, когда Кармайкл наводит на него курок.
Свет подчёркивает настроение момента: кроваво-красный заливает лицо разъярённого Кармайкла; монолог Мервина звучит в доверительно-полутёмной комнате. Окно, через которое герои спускаются по пожарной лестнице, расширяет мир спектакля. За ним силуэты многоэтажек, гудки машин, туман. Сделай шаг – и ты в Америке. 
Комната отделена от зрителей невысокой перегородкой. Иногда герои переступают через неё, чтобы стать ближе, сказать самые важные слова. Туда же Кармайкл кладёт фотографию матери, когда решает умереть.
За шумом, перестрелками и смехом в спектакле Федотова видишь человека и его одиночество. Его желание избавиться от чувства неполноценности, оправдать свою неспособность пребывать в реальности, где единственный, кому есть до тебя дело – гиббон в клетке. Каждый справляется, как может: наркотиками или бессмысленным по своей сути поиском отрезанной руки.
В конце Кармайкл обливает себя бензином, садится на чемоданы, берёт в рот сигарету и несколько раз безуспешно щёлкает зажигалкой. Огня нет. А значит, есть надежда? Мы не знаем, что дарит своим персонажам МакДонах: новую жизнь или продолжение мучений. Но когда герои спектакля выходят на сцену, когда Мервин садится на чемоданы рядом с Кармайклом, мы, кажется, понимаем, как отвечает на этот вопрос сам Сергей Федотов.
 
Сюрреализм из Македонии
Национальный Албанский театр в Скопье (Македония) – важное культурное учреждение для албанцев. Все постановки театра идут на албанском языке, хотя большинство македонского населения на нём не говорит. На Фестиваль МакДонаха театр привёз «Безрукого». 
Зрители заходят в зал – актёры уже на своих местах. Играет тревожная музыка. Сцена погружена в полутьму и напоминает камеру пыток. Чёрная ткань, похожая на мешок, висит на цепях и медленно раскачивается – в ней человек. В глубине сцены двое сидят на стульях. Впереди Кармайкл (Адем Карага) – крупный, бородатый мужчина в чёрном кожаном плаще с кровавым подбоем, наводящим на мрачные мысли – обрубком руки катает по полу детскую машинку и иногда выпивает из светящегося зелёным стаканчика.
Цепи, наручники в воздухе, пара чёрных квадратных ящиков на колёсиках, чемодан, два весящих силуэта дверей справа и слева, стулья за ними – все предметы на сцене. Остальное – словно густой кошмарный сон вокруг.
Мэрилин (Амернис Нокшики) совсем не так легкомысленна, как в пьесе МакДонаха. Она выдаёт адрес дома не по наивности, а потому, что Кармайкл хочет перерезать Тоби (Хевдет Яшари) горло. Мэрилин же начинает кидать ботинки в свечу, в том числе и ботинки Тоби.
Мервин (Луран Ахмети) неопрятный, странный – кто он? Просто безумец или хозяин отеля – мирка этого спектакля?
Мэрилин и Тоби, большую часть спектакля закованные в наручники, закреплённые на весящей конструкции, похожи на марионеток. Мервин свистит в свисток – оба оседают на колени и ждут конца его монолога. Мервин свистит снова – поднимаются, продолжают действие. 
Покидая «комнату», герои проходят через силуэты дверей (тоже подвешенные на цепи) и садятся на стулья. Всё иллюзорно и не имеет чётких границ. Но реальны и ощутимы чувства героев: страх, любовь, ненависть и милосердие. И – то ли в наказание, то ли из сострадания продолжение жизни и надежды – осечка зажигалки не дает сгореть дотла.
Театр из Македонии с постановкой «Безрукий» получил заслуженный положительный отзыв от театрального критика Бориса Туха: «Мне было очень интересно наблюдать, как драматургия МакДонаха проявляется в театрах других стран. Мне очень нравится, что в этом спектакле актеры общаются больше с залом, чем друг с другом. Они очень четко посылают в зал посыл о жестокости мира. Эта жестокость подчеркнута и сценографией: отрубленные руки валяются как мусор, но мы «привыкли к этому». В какой-то момент это шокирует, а в какой-то – это привычный мир». Борис Тух подчеркнул, что такое прочтение приводит к тому, что ирония и парадоксальность макдонаховских пьес утрачивается и отступает на второй план. 
Театровед Вера Шамина дополнила Бориса Туха своим комментарием: «Спектакль был очень мощный, но самая кульминация могла быть сильнее, острее. С самого начала была задана высокая нота напряжения, и спектаклю уже некуда было прорастать».
 
Посмотри на свою руку – на месте ли она?
Театр из Чехии Cinoherni klub славится тем, что открыл для Европы когда-то неизвестного никому Мартина МакДонаха. И вот, он выступает на сцене Пермского театра «У Моста» со своим спектаклем «Безрукий из Спокэна». Бандитская постановка создана в лучших традициях МакДонаха. Перестрелки, наркоторговцы, разбросанные по сцене руки, и все это блюдо щедро приправлено прекрасным черным юмором. 
Центральный образ спектакля - портье Марвин (Мартин Фингер).  Уверенного в себе портье, кажется, совсем ничего не удивляет. Беззаботно жуя жвачку, он заходит в номер Кармайкла (Марек Тацлик), из которого он только что слышал выстрелы. Перед собой Марвин видит подозрительного мужчину без руки. Но его это нисколько не пугает, а наоборот, разжигает интерес.  Когда, в этом же номере он встречает пристегнутых к батарее Тоби (Ондрей Сокол) и Мэрилин (Маркета Стегликова) среди разбросанных рук, он опять же ведет себя непринужденно и много шутит. Кто-то считает его ненормальным, а у кого-то персонаж вызывает уважение. И непонятно, действительно ли он наркоман, и в его миражах мир еще невероятнее, то ли ему так скучно, что он рад всему хоть сколько-то интересному.
Марвин одинок. Не зная, чем заполнить свою жизнь, он мечтает о подвигах, жизни в перестрелках и погонях. Когда Кармайкл приставляет к его виску пистолет, портье не боится смерти, ему нечего терять. Единственный, кого так ценил Марвин – гиббон из зоопарка. Он посвятил ему целый монолог, обращаясь к зрителям. Но гиббон скончался. Марвину больше не за что держаться в этой жизни. Он готов на любое безумство, чем даже пугает главного бандита этой постановки – Кармайкла. Тот, кого все так боялись вначале, стал опасаться обычного портье, фигура которого совсем не вызывала ни у кого интереса. 
Кармайкл же, наоборот, больше ни на кого не наводит ужас. В самом начале он – равнодушный, хладнокровный убийца, готовый пойти на все, чтобы найти свою пропавшую руку. Но, разговаривая с мамой по телефону, он не притворяется крутым парнем. Он выглядит подростком, которого отчитывает мать за дурные проделки. После разговора с ней, он обижается и начинает громко рыдать. Все крутые парни в итоге оказываются чьими-то непослушными сыновьями…
За всем этим разговором следили прикованные к батарее наркоторговцы Мэрилин и Тоби. Постоянно ругающаяся парочка, вечно находящая друг в друге какие-то недостатки. Но, кажется, они друг друга стоят. За всеми придирками стоит любовь, как бы странно она не проявлялась. 
Режиссер постановки в конце отпускает Марвина из номера Кармайкла. Что с этим бесстрашным портье будет дальше? Найдет себе новое приключение? А может, останется в гостинице смущать своим поведением гостей? Да кто его знает, этого чудака. 
Главное же, что можно было заметить на выходе из зала – сумятица чувств, немые вопросы, которые задавали себе зрители, ошеломленные постановкой. Искренность и точность образов, когда именно с тобой, кажется каждому, говорит нервно курящий сигарету за сигаретой Марвин – дает эффект подобного погружения.
Ведь суть «Безрукого» не в отсутствии руки, а в отсутствии любви. Главной своей теме Мартин МакДонах не изменяет. Он изменяет мир своей правдой жизни. А фестиваль – словно лупа, фокусирует аудиторию на самом интересном.
Ирландская неделя удалась
Семь ярких дней поиска и экспериментов, щедрых эмоций и глубоких образов: свои работы на Третьем Международном фестивале МакДонаха показали 16 театров из 10 стран. Среди участников – театры из Чехии, Молдовы, Венгрии, Ирана, Румынии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Грузии, Казахстана и России.
Самая популярная пьеса фестиваля - «Сиротливый Запад», зрители увидели семь ее версий в исполнении театров из Молдовы, Венгрии, Ирана, Боснии и Герцеговины, Грузии и России. Именно «Сиротливый Запад» в исполнении театра «С улицы Роз» из Молдовы открывал фестиваль, а завершающим аккордом зрителей поразили «Палачи» от легендарного чешского театра из Праги Činoherni Klub. Именно этот театр и чешский режиссер Ондрей Сокол открыли для Европы неизвестного ранее МакДонаха. В их постановке открыл для себя МакДонаха Сергей Федотов – Президент фестиваля.
ГРАН-ПРИ Фестиваля получил ČINOHERNÍ KLUB, Чехия, «Палачи»
Дипломы Лауреатов: 
Лучшая женская роль – Государственный русский драматический театр Стерлитамака, «Королева Красоты» – Анжелика Гришкина (Морин)
Лучшая мужская роль – Национальный Театр Республики Сербской (Босния и Герцеговина), «Сиротливый Запад» – Златан Видовиц (Коулмэн) 
Лучшая женская роль второго плана – Театр драмы им. В. Савина, Сыктывкар, «Королева красоты» – Валентина Дорофеева (Мэг Фолан)
Лучшая мужская роль второго плана – Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, Москва, «Череп из Коннемары» – Дмитрий Володин (Мартин Хэнлан)
Лучший актерский ансамбль – Art Theatre (Арт Фиэтэр), Румыния, «Человек-Подушка» 
Лучшее музыкальное оформление – Soltis Lajos (Солтиш Лайош), Венгрия, «Сиротливый Запад» 
Лучшая режиссура – ČINOHERNÍ KLUB (Чиногерни клаб), Чехия, «Палачи» – Ондржей Сокол 
Лучшая сценография – ČINOHERNÍ KLUB (Чиногерни клаб), Чехия, «Палачи» – Адам Питра 
Специальный приз Президента фестиваля. «За смелость» – театр «С улицы Роз», Молдова - за спектакль «Сиротливый Запад»
Специальный приз жюри - «Событие» – Открытый театр, Грузия - за спектакль «Сиротливый Запад» 
Специальный приз жюри – Театр драмы им. Г. Константинова, Йошкар-Ола, «Калека с Инишмана» – Сергей Васин (Билли)
Специальный приз жюри – Пермский театр «У Моста», Пермь, «Калека с Инишмана» – Василий Скиданов (Калека Билли)
Столь масштабный фестиваль завершился в юбилейный для организаторов день - именно 7 октября 30 лет назад был создан театр «У Моста». Художественный руководитель театра Сергей Федотов стал первооткрывателем МакДонаха в России, ему и принадлежит идея фестиваля. 
Первый фестиваль в 2014 году собрал в Перми театры из Польши, Германии, Боснии и Герцеговины, Австрии, России. Свои постановки привезли ведущие российские театры – МХТ им. А.П. Чехова («Человек-Подушка») и Московский театр Армена Джигарханяна, «Королева красоты», а также Санкт-Петербургский БДТ им Г.А. Товстоногова, «Калека с острова Инишмаан». 
В 2016 году фестивальную публику и строгое жюри порадовали постановки из Ирана, Польши, Шотландии, Северной Ирландии, Сербии, Чехии, Черногории, Азербайджана и России. Самым ожидаемым событием стали спектакли двух знаменитых театров из Великобритании – «Bardic» (Северная Ирландия) и «Tron Theatre» (Шотландия). Всего в ходе двух фестивалей было показано 39 спектаклей, представленных 27 театрами из 15 стран мира.
Третий фестиваль МакДонаха прошел с 1 по 7 октября 2018 года и приурочен к 30-летию Пермского театра «У Моста». 
В программе фестиваля – знаменитые участники. Один из самых легендарных европейских театров Чешский ČINOHERNÍ KLUB показал пьесы «Безрукий из Спокэна» и «Палачи», Малый театр Чехии представил «Череп из Коннемары». Румынский ACT Theatre привез свой вариант пьесы «Человек-Подушка». Пьеса «Королева красоты» была представлена в трех сценических версиях - в исполнении театров из Казахстана, Сыктывкара и Стерлитамака. Поклонникам пьесы «Сиротливый Запад» были представлены семь постановок в исполнении Soltis Lajos из Венгрии, Иранского Bojnour Art Theatre, Молдавского театром «С улицы Роз», «Открытого театра» из Грузии и Национального театра Республики Сербской (Босния и Герцеговина), а также театра из российского Шадринска и хозяев фестиваля – театра «У Моста». Театр из Македонии показал премьеру «Безрукий из Спокэна». Ценителям драматургии МакДонаха были представлены мастер-классы и лекции ведущих режиссеров мира, театральных критиков России.
По традиции в дни Международного фестиваля МакДонаха Пермь стала Ирландией: прошли и конкурсы «самых рыжих» и ирландские танцевальные вечера.
Еще долго участники фестиваля и зрители будут обмениваться впечатлениями, обсуждать увиденное, хвалить, ругать и переживать. Миры МакДонаха, полные любви и света, пусть и скрытого под лоскутным одеялом из ругани, страсти и обид, просто так не отпускают, и главным вопросом на закрытии фестиваля был один: что дальше? 
Дальше - новые шаги на пути к свету - и фестиваля, и его организатора - театра "У Моста" под руководством Сергея Федотова.
Дальше - новые открытия и победы. Прежде всего - над собой. Прежде всего - ради любви и искусства.
Источник:  Пресс-служба театра "У Моста"




 

Афиша

23.04.2019                  
«Монстрация»
1 мая в Перми пройдёт «Монстрация»

23.04.2019                  
Фестиваль «Камин\Come in»
Вместо «ТЕАТРАЛЬНОЙ БЕССОННИЦЫ» - Фестиваль «КАМИН\COME IN»

22.04.2019                  
Что скрывают тайны Мальтийского ордена?
Ярким событием 83-го филармонического сезона обещает стать единственный концерт выдающегося баритона Мальты Джозефа Лиа и известного органиста из Санкт-Петербурга - заслуженного артиста России Даниэля Зарецкого. Это первое выступление певца в Пермской филармонии

22.04.2019                  
Самый театральный класс - 2019
20 апреля в Пермском ТЮЗе подвели итоги конкурса «Самый театральный класс - 2019».

19.04.2019                  
Афиша на выходные в Перми
Библионочь и фестиваль «МОНОfest»

18.04.2019                  
«Театр. Музыка. Кино»
Так называется премьерная концертная программа, которую 22 апреля в 19.00 слушателям Органного зала представит ансамбль солистов «Квартет Каравай» Пермской филармонии под управлением заслуженного артиста России Олега Згогурина

17.04.2019                  
Мероприятия в майские праздники
Прикамцев ждёт более 600 мероприятий в майские праздники

17.04.2019                  
«Золотая маска»
Пермский театр оперы и балета получил две «Золотые маски»

16.04.2019                  
«Разговор с мистификатором»
20 апреля в Библиотеке им. А.М. Горького состоится встреча с художественным руководителем театра «У Моста» Сергеем Федотовым.

16.04.2019                  
Кинофестиваль «Признание»
В Перми покажут лучшие короткометражные фильмы о профессии учителя

15.04.2019                  
Пермская филармония и Валерий Гергиев приглашают
30 апреля в 11.00 в Большом зале Пермской филармонии в рамках XVIII Московского Пасхального фестиваля состоится концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева

13.04.2019                  
Популярность рэпера Гнойного объяснили знанием Достоевского
«Они сейчас увлекаются рэп-баттлами. И там есть рэпер Гнойной. Одно из его прозвищ это "Соня Мармеладова". Юноша читал! И, может быть, он стал знаменитым рэпером не потому, что он ловко матерится, а потому, (...) что он еще и читал Достоевского?»

12.04.2019                  
«Мусульманский мир»
На Пермской ярмарке открылся форум «Мусульманский мир»

12.04.2019                  
«Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами!»
На сцене театра «У Моста» премьера: оживает повесть-гротеск «Крошка Цахес» великого немецкого сказочника Эрнста Гофмана.

12.04.2019                  
Проект «Выходные на набережной»
В этом году проект «Выходные на набережной» начнется на месяц раньше

12.04.2019                  
Вокруг Брамса
Пермская филармония представляет Алексея Жилина (виолончель) и Андрея Бараненко (фортепиано)

09.04.2019                  
Экспозиция выставки «Сирийский перелом»
10 апреля в Пермь приедет поезд с передвижной экспозицией выставки «Сирийский перелом»

09.04.2019                  
«Музыка без границ»
Полнота звучания органа, нежные переливы «стеклянной арфы» и трепетное сопрано

08.04.2019                  
Пермский ТЮЗ в июне едет на гастроли в Санкт-Петербург
Гастроли Пермского ТЮЗа в Санкт-Петербурге уже стали традицией

08.04.2019                  
«Иван Тургенев. Метафизика любви»
Пермская филармония представляет литературно-музыкальную композицию по одноименному сценарию известного кинорежиссёра, сценариста, продюсера, педагога, народного артиста РФ Сергея Соловьёва

).