НОВОСТИ Перми >> Медицина, здоровье >> 20.09.2018 - Ученые: очистка мозга от "зомби-клеток" замедляет развитие слабоумия

Ученые: очистка мозга от "зомби-клеток" замедляет развитие слабоумия
20.09.2018 - 09:51
Удаление престарелых клеток из мозга значительно замедлило его одряхление и отдалило время появления первых симптомов старческого слабоумия у мышей. Об этом пишут биологи, опубликовавшие статью в журнале Nature.

"Понятно, что этот подход пока нельзя применять на практике. Сейчас мы начали проводить опыты на животных уже после того, как у них развивается болезнь Альцгеймера и другие формы слабоумия, и пытаемся понять, что именно меняется в работе клеток микроглии и в астроцитах", — заявил Даррен Бейкер (Darren Baker) из клиники Майо в Рочестере (США). Клетки зародыша и эмбриональные стволовые клетки являются фактически бессмертными с точки зрения биологии – они могут жить практически неограниченно долго в адекватной среде обитания, и делиться неограниченное число раз. В противоположность этому, клетки тела взрослого человека постепенно теряют способность делиться через 40-50 циклов деления, вступая в фазу старения, что предположительно снижает шансы на развитие рака.

Зачем они это делают? Как сегодня считают ученые, подобным путем клетки защищают себя и организм в целом от развития рака, прекращая деление в то время, когда вероятность развития мутаций в их геноме достигнет некоторой критической отметки. Дряхление тела, в свою очередь – побочный эффект от этого процесса, связанный с накоплением "престарелых" клеток в органах.

Два года назад Бейкер и его коллеги обнаружили, что удаление подобных клеток из организма при помощи генной терапии или различных лекарств значительно продлевает жизнь подопытным животным и снижает вероятность развития рака и ряда других старческих болезней.

Это натолкнуло их на мысль, что удаление аналогичных клеток из мозга может защитить его от накопления "белкового мусора" и развития болезней Альцгеймера, Паркинсона и прочих нейродегенеративных заболеваний.

Они проверили эту идею, слегка изменив ту методику, которую они использовали во время прошлых опытов с мышами. На этот раз они вставили модифицированную версию Cdkn2a, "гена старости", не во все клетки тела мышей, а только в их нервной ткани, и использовали ее для регулярной "очистки" мозга от престарелых клеток.

Для этого ученые каждые две недели кормили их особым препаратом AP20187, который "включал" альтернативную версию Cdkn2a и заставлял одряхлевшие клетки уничтожить себя, не причиняя вреда остальной части организма.

Последующие наблюдения показали, что грызуны, проходившие подобную "промывку мозга", гораздо дольше сохраняли способность к обучению и лучше запоминали новые предметы и события, чем их сородичи из контрольной группы.

Как правило, мыши той породы, с которой экспериментировали Бейкер и его коллеги, впадают в старческое слабоумие примерно на 8 месяце жизни. Модификация ДНК и прием AP20187 отдалили эту дату на несколько месяцев, что эквивалентно нескольким годам жизни человека.

Что интересно, ухудшение памяти и остроты ума в старости было связано не с дряхлением самих нейронов мозга, а их "прислуги" – микроглии и астроцитов. Эти клетки защищают мозг от инфекций и снабжают его энергией и нутриентами. Их "выход на пенсию", как показали опыты команды Бейкера, способствует формированию белковых "клубков" и прочего мусора внутри мозга.

Подобный подход, как отмечает Бейкер, можно использовать для создания лекарств от болезни Альцгеймера и прочих нейродегенеративных болезней, развивающихся примерно таким же образом.

19.02.2019
В январе в Прикамье 16 человек заболели коклюшем
За январь 2019 года коклюшем в Пермском крае заболели 16 детей, а за 2018 год опасное заболевание подхватили 100 человек

18.02.2019
Российские ученые разработали нейросеть для поиска метастазов рака
Российская фирма Unim, портфельная компания Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и резидент фонда "Сколково", разработала и обучила нейросеть выявлять метастазы рака в организме человека, говорится в сообщении компании.

14.02.2019
Причиной заражения суворовцев паразитами назвали насвай
Курсанты Суворовского училища в Ульяновске (УГСВУ) могли заразиться эхинококкозом, разжевывая насвай — табачный продукт, в состав которого входят экскременты животных.

14.02.2019
Массовое отравление в пермском санатории оказалось ОРВИ и гриппом
Ребят уже отправили домой

14.02.2019
Решена загадка продления жизни сном
Ученые разгадали механизм, который опосредует влияние здорового сна на снижение риска преждевременной смерти. Оказалось, что это происходит благодаря выработке противовоспалительных молекул, которая снижается из-за недостаточного ночного отдыха.

Снизилась заболеваемость гриппом
В Перми на 44% снизилась заболеваемость гриппом из-за карантина в школах

12.02.2019
Названа защита от распространенного смертельного заболевания
Ученые Университета Колумбия (США) и Института Тауба выяснили, что гормон иризин, вырабатываемый мозгом во время физических упражнений, улучшает память и снижает риск развития болезни Альцгеймера .

12.02.2019
Пермские врачи сделали операцию малышу, который не мог сам дышать
Врачи краевой детской клинической больницы провели уникальную операцию двухлетнему ребенку, который не мог самостоятельно дышать носом из-за врожденной патологии. Мальчик страдал атрезией хоан

08.02.2019
Продлен карантин из-за гриппа и ОРВИ
В образовательных учреждениях города продлен карантин из-за гриппа и ОРВИ

07.02.2019
Психолог объяснил, почему не стоит сообщать о каждом своем шаге в соцсетях
Не исключено, что "через несколько лет интернет-зависимость будет внесена в список патологий".

06.02.2019
На посошок. Ученые объяснили, почему пиво опаснее водки
По статистике Всемирной организации здравоохранения, алкоголь и табак уносят больше жизней, чем все остальное, вызывающее зависимость.

05.02.2019
Карантин по гриппу
В 13 территориях Прикамья школы закроют на карантин по гриппу

05.02.2019
У школьника обнаружили туберкулёз
Пермскую школу проверяют после выявления у ученика туберкулёза

04.02.2019
«Группы здоровья»
В общественных центрах Мотовилихи возобновились бесплатные «группы здоровья»

01.02.2019
Ученые рассказали, как омолодить мозг на десять лет
У 40-летних участников эксперимента, занимавшихся аэробикой, "возраст" головного мозга уменьшился на десять лет, а у 60-летних — примерно на 20 лет, отмечается в работе.

31.01.2019
Доноры костного мозга
Пермский край стал третьим по числу доноров костного мозга в России

31.01.2019
Обнаружена новая опасность кошек
Датские ученые обнаружили, что внутриклеточные паразиты токсоплазма, часто встречающиеся у кошек, повышают риск возникновения шизофрении у людей. Инфекция увеличивает риск развития шизофрении в среднем на 50 процентов.

30.01.2019
Из-за гриппа и ОРВИ объявлен карантин
В образовательных учреждениях Перми из-за гриппа и ОРВИ объявлен карантин

30.01.2019
Названа новая опасность частого употребления алкоголя
Ученые Ратгерского университета (США) выяснили, что чрезмерное употребление спиртных напитков, а также хронический алкоголизм приводят к длительным изменениям в активности генов. В результате у человека возникает еще большая тяга к алкоголю.

29.01.2019