НОВОСТИ Перми >> Медицина, здоровье >> 20.09.2018 - Ученые: очистка мозга от "зомби-клеток" замедляет развитие слабоумия

Ученые: очистка мозга от "зомби-клеток" замедляет развитие слабоумия
20.09.2018 - 09:51
Удаление престарелых клеток из мозга значительно замедлило его одряхление и отдалило время появления первых симптомов старческого слабоумия у мышей. Об этом пишут биологи, опубликовавшие статью в журнале Nature.

"Понятно, что этот подход пока нельзя применять на практике. Сейчас мы начали проводить опыты на животных уже после того, как у них развивается болезнь Альцгеймера и другие формы слабоумия, и пытаемся понять, что именно меняется в работе клеток микроглии и в астроцитах", — заявил Даррен Бейкер (Darren Baker) из клиники Майо в Рочестере (США). Клетки зародыша и эмбриональные стволовые клетки являются фактически бессмертными с точки зрения биологии – они могут жить практически неограниченно долго в адекватной среде обитания, и делиться неограниченное число раз. В противоположность этому, клетки тела взрослого человека постепенно теряют способность делиться через 40-50 циклов деления, вступая в фазу старения, что предположительно снижает шансы на развитие рака.

Зачем они это делают? Как сегодня считают ученые, подобным путем клетки защищают себя и организм в целом от развития рака, прекращая деление в то время, когда вероятность развития мутаций в их геноме достигнет некоторой критической отметки. Дряхление тела, в свою очередь – побочный эффект от этого процесса, связанный с накоплением "престарелых" клеток в органах.

Два года назад Бейкер и его коллеги обнаружили, что удаление подобных клеток из организма при помощи генной терапии или различных лекарств значительно продлевает жизнь подопытным животным и снижает вероятность развития рака и ряда других старческих болезней.

Это натолкнуло их на мысль, что удаление аналогичных клеток из мозга может защитить его от накопления "белкового мусора" и развития болезней Альцгеймера, Паркинсона и прочих нейродегенеративных заболеваний.

Они проверили эту идею, слегка изменив ту методику, которую они использовали во время прошлых опытов с мышами. На этот раз они вставили модифицированную версию Cdkn2a, "гена старости", не во все клетки тела мышей, а только в их нервной ткани, и использовали ее для регулярной "очистки" мозга от престарелых клеток.

Для этого ученые каждые две недели кормили их особым препаратом AP20187, который "включал" альтернативную версию Cdkn2a и заставлял одряхлевшие клетки уничтожить себя, не причиняя вреда остальной части организма.

Последующие наблюдения показали, что грызуны, проходившие подобную "промывку мозга", гораздо дольше сохраняли способность к обучению и лучше запоминали новые предметы и события, чем их сородичи из контрольной группы.

Как правило, мыши той породы, с которой экспериментировали Бейкер и его коллеги, впадают в старческое слабоумие примерно на 8 месяце жизни. Модификация ДНК и прием AP20187 отдалили эту дату на несколько месяцев, что эквивалентно нескольким годам жизни человека.

Что интересно, ухудшение памяти и остроты ума в старости было связано не с дряхлением самих нейронов мозга, а их "прислуги" – микроглии и астроцитов. Эти клетки защищают мозг от инфекций и снабжают его энергией и нутриентами. Их "выход на пенсию", как показали опыты команды Бейкера, способствует формированию белковых "клубков" и прочего мусора внутри мозга.

Подобный подход, как отмечает Бейкер, можно использовать для создания лекарств от болезни Альцгеймера и прочих нейродегенеративных болезней, развивающихся примерно таким же образом.

20.05.2019
Врачи рассказали, как избавиться от целлюлита
"Есть разные способы борьбы с целлюлитом, и работают они в комплексе. Прежде всего это диета, во-вторых, физические нагрузки и, конечно, вспомогательные процедуры: ручные и механические массажи".

17.05.2019
В Перми в ГКБ №4 заработало онкологическое отделение
На базе Городской клинической больницы №4 (ГКБ №4) в Перми 15 мая открылось онкологическое отделение противоопухолевой лекарственной терапии

16.05.2019
Тест на ВИЧ-инфекцию
Пермяки смогут бесплатно сдать тест на ВИЧ-инфекцию

16.05.2019
В Пермском крае от клещей пострадали почти 800 человек
В основном люди подвергались нападению клещей на дачах

02.05.2019
Назван спасающий от ожирения повседневный продукт
Японские ученые заметили связь между регулярным употреблением риса и снижением риска ожирения. Тем не менее, диетологи напомнили, что люди, употребляющие слишком много риса, склонны к развитию метаболического синдрома и диабета.

30.04.2019
В Пермском крае от клещей пострадали 90 человек
Исследование клещей проводится в 15 лабораториях

26.04.2019
Мужчина весом 330 килограммов испугался смерти и за год похудел вдвое
Кайлас Гивенс (Cillas Givens) с детства страдал ожирением. Последние два с половиной года тучный американец был прикован к постели, дышал через кислородную маску и практически не двигался. Гивенс решил сбросить вес, когда ожирение начало угрожать его жизни.

25.04.2019
День донора
В Прикамье в 2018 году прошло 227 дней донора

25.04.2019
Назван простой способ избавиться от диабета и ожирения
Оказалось, что девятичасовое «окно» приема пищи улучшает метаболизм и упрощает контроль над уровнем сахара.

22.04.2019
В Пермском крае клещи покусали 45 человек. Куда обращаться?
Как сообщили в региональном управлении Роспотребнадзора, по данным на 22 апреля в медицинские организации края обратилось 45 пострадавших от укусов клещами, в том числе 12 детей

22.04.2019
В Великобритании выходили аномально маленького ребенка
На свет появилась Изабелла Эванс (Isabella Evans), вес которой составлял всего 346 граммов. Спустя полгода Эванс выписали из роддома. К возрасту десяти месяцев ее вес достиг четырех килограммов.

13,8 см достаточно
Исследователи выявили точный размер, который удовлетворит женщин

Зачатые в один день близнецы родились с разницей в 97 дней
Жительница немецкого города Кельн родила двух близнецов с разницей в 97 дней. Об этом сообщает издание Thе Times.

19.04.2019
Названа неожиданная причина ранней смерти
Ученые Государственного университета в Сан-Паулу (Бразилия) выяснили, что у людей, которые пропускают завтрак и едят перед сном, увеличивается риск смерти от сердечного приступа.

18.04.2019
В России выросла заболеваемость раком
«У нас выросла заболеваемость — более 600 тысяч человек [в год]. Ранее ежегодно рак диагностировали у 500 тысяч россиян, позднее — у 560 тысяч. Онколог отметил, что из 100 тысяч человек от рака умирает 200.

17.04.2019
Определен признак преждевременной смерти у мужчин
Частота сердечных сокращений более 75 ударов в минуту в состоянии покоя удваивает риск преждевременной смерти среди мужчин. К такому выводу пришли шведские медики, сообщает портал MedicalXpress.

11.04.2019
Первые жертвы
Четверых жителей Перми и Краснокамска покусали клещи

10.04.2019
Клещевой энцефалит
В Прикамье стартовала прививочная кампания против клещевого энцефалита

08.04.2019
Пермский край попал в список регионов, где дети чаще всего болеют раком
Пермский край отмечен, как один из регионов, в котором онкологические болезни у детей обнаруживаются чаще, есть места, где ситуация хуже, но это все равно не радует

08.04.2019
Ученые расшифровали структуру молекулы, подходящей для лечения рака мозга
В будущем специалисты смогут создавать подобные ДНК-аптамеры и для других типов раковых клеток. В целом, полученные результаты позволят создавать эффективные медицинские препараты для адресной доставки лекарств.