НОВОСТИ Перми >> Медицина, здоровье >> 08.10.2018 - Российские биологи раскрыли истинную причину развития атеросклероза

Российские биологи раскрыли истинную причину развития атеросклероза
08.10.2018 - 13:53
Кровеносные сосуды начинают зарастать холестериновыми бляшками и терять гибкость не из-за нарушений в обмене жиров, а из-за развития очагов воспалений. К такому выводу пришли российские и зарубежные медики.
Кровеносные сосуды начинают зарастать холестериновыми бляшками и терять гибкость не из-за нарушений в обмене жиров, а из-за развития очагов воспалений. К такому выводу пришли российские и зарубежные медики, опубликовавшие свои выводы в журналах Atherosclerosis и Current Pharmaceutical Design.

"Удивительно, но ни один из десяти открытых нами генов не был связан с метаболизмом холестерина. Это свидетельствует о том, что ключевую роль здесь играет активация провоспалительных генов, тогда как изменения в работе генов, связанных с обменом жиров, могут быть инициированы самими воспалениями", – объясняет Александр Орехов из НИИ общей патологии и патофизиологии РАН в Москве.

Атеросклероз и сопутствующие болезни сердца и сосудов, как говорит статистика ВОЗ, остаются одной из главных причин смерти людей в большинстве стран мира, несмотря на все попытки его победить. Как правило, развитие этой болезни начинается со скопления холестерина на стенках сосудов, что через некоторое время приводит к их утолщению, накоплению в них кальция и потере гибкости.

Пока ученые не раскрыли конкретные механизмы формирования холестериновых бляшек и известковых отложений в стенках сосудов. Часть исследователей считает, что в развитии атеросклероза виноваты изменения в работе генов, связанных с метаболизмом жиров, приводящие к накоплению "вредного" холестерина в крови. Другие биологи предполагают, что "спусковым крючком" болезни служит нечто иное.

Как передает пресс-служба Российского научного фонда, поддерживавшего исследования профессора Орехова и его коллег, российским медикам, а также их японским, американским и немецким коллегам, удалось приблизиться к раскрытию истинных причин развития этой болезни.

Ученые обратили внимание на то, что в формировании холестериновых бляшек замешаны не только сами молекулы жиров, но и два их потенциальных "сообщника" – макрофаги, клетки иммунной системы, живущие на стенках сосудов, а также особые белки, так называемые липопротеины низкой плотности.

И клетки, и белки участвуют в процессе удаления лишнего жира из кровотока. Липопротеины "собирают" холестерин и другие жировые молекулы в своеобразные комки, большая часть которых попадает в печень, а остальные – съедаются макрофагами.

Как сегодня считают ученые, нарушения в обмене жиров приводят к тому, что структура липопротеинов аномальным образом меняется, и они начинают не распадаться, а накапливаться внутри макрофагов, что постепенно убивает их и ведет к формированию отложений жира внутри стенок сосудов.

Орехов и его коллеги проверили, так ли это на самом деле, подготовив специальную версию липопротеинов, почти гарантированно вызывающих атеросклероз, и проследив за тем, как их попадание внутрь макрофагов поменяет работу их генов.

Попадание подобных структур в клетки действительно заставило их накапливать в себе холестерин, однако совсем не по той причине, на которую указывают общепринятые теории развития атеросклероза.

Оказалось, что сильнее и раньше всего изменилась работа не генов, связанных с метаболизмом жиров, а участков ДНК, управляющих работой иммунной системы. Почти все из них, к примеру, гены CXCL8, F2RL1 и IL15, способствуют развитию воспалений и связанных с ними процессов.

Это говорит о том, что высокий уровень холестерина и липопротеинов сам по себе не провоцирует атеросклероз. В этом были "виноваты" воспалительные процессы, каким-то образом меняющие то, как макрофаги и прочие иммунные клетки взаимодействуют с жирами.

Соответственно, подавление воспалений может быть самым эффективным способом предотвращения или замедления развития атеросклероза. Медики надеются проверить эту идею в ближайшее время.

20.05.2019
Врачи рассказали, как избавиться от целлюлита
"Есть разные способы борьбы с целлюлитом, и работают они в комплексе. Прежде всего это диета, во-вторых, физические нагрузки и, конечно, вспомогательные процедуры: ручные и механические массажи".

17.05.2019
В Перми в ГКБ №4 заработало онкологическое отделение
На базе Городской клинической больницы №4 (ГКБ №4) в Перми 15 мая открылось онкологическое отделение противоопухолевой лекарственной терапии

16.05.2019
Тест на ВИЧ-инфекцию
Пермяки смогут бесплатно сдать тест на ВИЧ-инфекцию

16.05.2019
В Пермском крае от клещей пострадали почти 800 человек
В основном люди подвергались нападению клещей на дачах

02.05.2019
Назван спасающий от ожирения повседневный продукт
Японские ученые заметили связь между регулярным употреблением риса и снижением риска ожирения. Тем не менее, диетологи напомнили, что люди, употребляющие слишком много риса, склонны к развитию метаболического синдрома и диабета.

30.04.2019
В Пермском крае от клещей пострадали 90 человек
Исследование клещей проводится в 15 лабораториях

26.04.2019
Мужчина весом 330 килограммов испугался смерти и за год похудел вдвое
Кайлас Гивенс (Cillas Givens) с детства страдал ожирением. Последние два с половиной года тучный американец был прикован к постели, дышал через кислородную маску и практически не двигался. Гивенс решил сбросить вес, когда ожирение начало угрожать его жизни.

25.04.2019
День донора
В Прикамье в 2018 году прошло 227 дней донора

25.04.2019
Назван простой способ избавиться от диабета и ожирения
Оказалось, что девятичасовое «окно» приема пищи улучшает метаболизм и упрощает контроль над уровнем сахара.

22.04.2019
В Пермском крае клещи покусали 45 человек. Куда обращаться?
Как сообщили в региональном управлении Роспотребнадзора, по данным на 22 апреля в медицинские организации края обратилось 45 пострадавших от укусов клещами, в том числе 12 детей

22.04.2019
В Великобритании выходили аномально маленького ребенка
На свет появилась Изабелла Эванс (Isabella Evans), вес которой составлял всего 346 граммов. Спустя полгода Эванс выписали из роддома. К возрасту десяти месяцев ее вес достиг четырех килограммов.

13,8 см достаточно
Исследователи выявили точный размер, который удовлетворит женщин

Зачатые в один день близнецы родились с разницей в 97 дней
Жительница немецкого города Кельн родила двух близнецов с разницей в 97 дней. Об этом сообщает издание Thе Times.

19.04.2019
Названа неожиданная причина ранней смерти
Ученые Государственного университета в Сан-Паулу (Бразилия) выяснили, что у людей, которые пропускают завтрак и едят перед сном, увеличивается риск смерти от сердечного приступа.

18.04.2019
В России выросла заболеваемость раком
«У нас выросла заболеваемость — более 600 тысяч человек [в год]. Ранее ежегодно рак диагностировали у 500 тысяч россиян, позднее — у 560 тысяч. Онколог отметил, что из 100 тысяч человек от рака умирает 200.

17.04.2019
Определен признак преждевременной смерти у мужчин
Частота сердечных сокращений более 75 ударов в минуту в состоянии покоя удваивает риск преждевременной смерти среди мужчин. К такому выводу пришли шведские медики, сообщает портал MedicalXpress.

11.04.2019
Первые жертвы
Четверых жителей Перми и Краснокамска покусали клещи

10.04.2019
Клещевой энцефалит
В Прикамье стартовала прививочная кампания против клещевого энцефалита

08.04.2019
Пермский край попал в список регионов, где дети чаще всего болеют раком
Пермский край отмечен, как один из регионов, в котором онкологические болезни у детей обнаруживаются чаще, есть места, где ситуация хуже, но это все равно не радует

08.04.2019
Ученые расшифровали структуру молекулы, подходящей для лечения рака мозга
В будущем специалисты смогут создавать подобные ДНК-аптамеры и для других типов раковых клеток. В целом, полученные результаты позволят создавать эффективные медицинские препараты для адресной доставки лекарств.