Сбербанк сворачивает кредитование в торговых сетях

Сбербанк откажется от предоставления услуг кредитования в торговых сетях. На рынок POS-кредитования крупнейший банк страны вышел пять лет назад путем приобретения «Сетелема».

Решение о сворачивании услуги было принято, как пишет «Коммерсантъ», на одном из последних заседаний наблюдательного совета Сбербанка. Официально оно еще не оформлено, но руководство банка уже уведомило топ-менеджмент «Сетелем банка» о необходимости полностью свернуть бизнес по кредитованию в торговых сетях к июлю следующего года, сократив при этом около тысячи сотрудников. POS-кредитование утратило свою запредельную прибыльность, ведь большинство покупателей не хочет уже так сильно переплачивать за товар, а кредиты, скорее, берут недобросовестные заемщики, считает главный редактор портала «Банкир.ру» Сергей Вильянов:

Сергей Вильянов, главный редактор портала «Банкир.ру»

«Много вариантов: подложные документы, непредоставление подробной информации, потому что там же фактически вся прелесть этого вида кредитования в скорости, то есть вам обещают, что кредит выдадут в течение пяти-десяти минут. Что можно проверить за это время? Да ничего, поэтому в паспорте может быть переклеена фотография, он может быть не совсем настоящий, человек может не сообщить об имеющихся у него проблемах на данный момент. Или это серийные кредиторы, то есть люди, которые приезжают из регионов, чтобы «заработать». Они берут сразу огромное количество кредитов — 20-30, иногда, если повезет, до сотни, если скоринговая система не возмутится, они получают половину цены продуктов, под которые они взяли кредит, сами продукты отдают, назовем их, инвесторам, которые потом выставляют их на всяких рынках типа Горбушки и Савеловского, и уезжают обратно в свой любимый Тамбов. И искать их там довольно хлопотное занятие для того же банка, это очень распространенная история».

>> Сбербанк потребовал объяснить происхождение средств

В основном в магазине кредиты берут на бытовую технику, которую просто так себе позволить не могут. Средний чек в магазинах электроники за счет этого вырастает с 20 000 до 35 000 рублей. В течение ближайших пяти лет POS-кредитование точно не умрет, а, скорее, просто будет развиваться. И из цепочки кредитования уйдет банк, считает управляющий партнер «220 Вольт» и президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров:

Алексей Федоров, управляющий партнер «220 Вольт», президент Ассоциации компаний интернет-торговли

«Возможно, мы дойдем до той точки, как в Эстонии, когда у гражданина будет право на выдачу кредита, если у него хорошая кредитная история, по номеру его сотового телефона. Будет приходить SMS на сотовый телефон, что кредит одобрен, и одобрение кредита будет занимать буквально несколько секунд. Самый перспективный, на мой взгляд, метод кредитования — это, конечно, POS-кредитование по интернету, когда гражданин приходит на какой-то сайт, например бытовой техники, и на этом сайте выбирает бытовую технику, которую он хочет купить, а сайт мгновенно одобряет ему по его коду тот кредит, который гражданин может получить. Здесь еще может помочь технология блокчейн, потому что если у каждого из нас будет маленькая флешка с нашим личным идентификатором, то по технологии блокчейн можно будет быстро очень определить, какие у гражданина кредиты, сколько он уже получал, и можно будет принять решение автоматически, без всяких людей вообще, что сильно снизит нагрузку на банки. С другой стороны, сейчас очень популярны стали краудфандинговые платформы. Через какое-то время опять же с помощью блокчейна — это дело двух-трех, может быть, пяти лет максимум — авторизируясь с помощью собственной криптозаписи, мы с вами сможем давать деньги в долг друг другу под те проценты, о которых мы будем договариваться прямо по ходу сделки на специальных биржах. Это будет очень быстро, очень просто. Если у вас сейчас есть деньги, зачем нам с вами банк? Таким образом, и весь ритейл сможет дотировать и выдавать в рассрочку свои товары, не вставляя в эту линию банки вообще. Ритейлер самостоятельно будет идентифицировать пользователя и не бояться выдать ему в рассрочку любой товар, понимая, что этот конкретный пользователь точно заплатит».

По мнению экспертов, уход Сбербанка с рынка POS-кредитования закономерен. Он никогда не был на нем активным игроком. Для него этот рынок слишком мал. Как следует из данных Frank Research Group на 1 сентября, ключевым для «Сетелема» в настоящее время является автокредитование: на этот вид кредитов в портфеле банка приходится около 93 млрд рублей, на POS-кредиты — 17 млрд. Причем с начала года объем «кредитов на местах» сократился почти на 1 млрд рублей, а автокредитов, напротив, вырос почти на 8,5 млрд рублей.